Приветствую Вас Гость
Пятница
29.03.2024
07:22

Реверсивная логистика в России

Разделы сайта
Категории раздела
Материалы на английском языке [5]
Статьи по реверсивной логистике [11]
Статьи по смежным отраслям [2]
Форма входа
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Библиотека » Статьи по реверсивной логистике

Шахназарян С.А. "Cоздание системы комплексного управления возвратами из сферы потребления"

           В настоящее время возвратная логистика начала играть всё более существенную роль в процессе организации и управления цепями поставок. Это связано с тем, что часть компаний уже поняли то, какое положительное влияние оказывают правильно организованные процессы возврата на уровень доходов компании.

            Рынок даёт понятию "возвратная логистика" различные определения, начиная от простого "обработка возвратов" (Multichannel Merchant Magazine) до более сложного - "логистического процесса удаления новых или использованных товаров от начальной точки в цепи поставок по причине возврата от покупателей, переполнения складов, устаревания или с целью перераспределения с помощью правил распределительного менеджмента, результатом которого является увеличение срока полезного использования товара" (Wikipedia).

            Своеобразную точку в данном вопросе ставит Ассоциация Возвратной Логистики (США), которая определяет данное понятие следующим образом: "Возвратная логистика – это все действия, связанные с товаром и его обслуживанием после реализации в точке продажи, конечной целью которых является оптимизация или повышение эффективности послепродажной деятельности организации таким образом, чтобы сэкономить деньги и природные ресурсы". Участники данной Ассоциации считают, что такие понятия, как "послепродажная логистика", "ретрологистика" и "послепродажная цепь поставок" являются синонимами термина "возвратная логистика". [3]

            Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что возвратная логистика должна рассматривать движения из сферы потребления в сферы распределения и производства следующих товарно-материальных ценностей:

  • товаров, имеющие товарный вид;
  • товаров, отправляемых на ремонт и гарантийное обслуживание;
  • вторичных материальных ресурсов;
  • отходов.

            Товары, имеющие товарный вид, могут возвращаться по причине сезонности спроса на них; возврата от потребителей в рамках, установленных законодательством; контрактных обязательств и т.п.

            Под вторичными материальными ресурсами подразумевается тара и упаковка, товары, не имеющие товарного вида, а также отозванные товары, дефекты конструкции которых не могут быть устранены.

            Традиционно в движении возвратных потоков не рассматривается процесс движения отходов, так как считается, что деятельность по обращению с отходами является отдельной, не зависящей напрямую от сферы распределения и производства. Однако, отходы производства и потребления содержат большое количество вторичных ресурсов, которые могут быть использованы как сырье для производства новой продукции. Извлечение данных ресурсов из сферы обращения с отходами или включение данной сферы в область задач возвратной логистики позволит не только снизить объём образования отходов, но и напрямую перенаправить потоки в сферу производства. Для того, чтобы понять взаимосвязь деятельности обращения с отходами и возвратной логистики необходимо рассмотреть основные варианты управления потоками товарно-материальных ценностей внутри их.

            При управлении возвратными потоками товаров, имеющих товарный вид возможны различные варианты распоряжения ими, которые зависят от причины возврата товара. Например, если товар возвращается по причине сезонности спроса на него, то возможен вариант хранения данного товара на складе до возникновения нового периода спроса, также возможен вариант продажи его по сниженной цене. При возврате товара от потребителя по причине, санкционированной действующим законодательством, одним из вариантов является продажа возвращенного товара в текущем состоянии, но с уценкой. Кроме того возможен вариант оправки таких товаров на повторную переупаковку и продажи их как новых товаров.

            При организации управления возвратными потоками товаров, отправляемых на ремонт и гарантийное обслуживание также возможны различные варианты, которые зависят от того, какова причина возврата и поддается ли он ремонту в срок, установленный гарантийными обязательствами. Если товар поддается ремонту в срок, установленный гарантийными обязательствами, то его просто ремонтируют и возвращают покупателю. Если же срок ремонта превышает срок, установленный гарантийными обязательствами, то возможен вариант ремонта возвращенного товара с последующей продажей как уцененного товара. В случае, когда товар не поддается ремонту, или затраты на него превышают потенциально возможную прибыль от повторной продажи, то следует рассматривать его как вторичный материальный ресурс.

            На рисунке 1 показана иерархическая структура вторичных материальных ресурсов.

 

Рисунок 1 - Иерархическая структура вторичных материальных ресурсов.

 

            Товары, не имеющие товарного вида, товары ремонт которых нецелесообразен и отозванные товары, дефекты конструкции которых не могут быть устранены, можно разделить по двум направлениям использования: часть из них можно использовать в качестве запасных частей для ремонта, остальные же следует рассматривать как отходы. Однако, отходы также можно разделить на два вида, в зависимости от возможности использования их в качестве вторичного сырья. Аналогичную ситуацию можно отследить и в области управления возвращаемой тарой и упаковкой, когда тару и упаковку, повторное использование которых невозможно, в первую очередь можно рассматривать как источник запасных частей, а уже потом как отходы.

            Подобный взгляд на иерархию вторичных материальных ресурсов, по своей сути, очень близок к методике, которая носит название Оценка жизненного цикла продукции (англ. Life Cycle Assessment). Данная методика используется для оценки воздействия товара на окружающую среду, связанная со всеми фазами его жизненного цикл, начиная от добычи сырья для производства и заканчивая захоронением и/или переработкой. Применение данной методики позволяет избежать узкого взгляда на экологические проблемы путем:

  • составления перечня затрат энергии и материалов, а также выбросов в окружающую среду;
  • оценка потенциального воздействия, связанного с затратами и выбросами;
  • интерпретация полученных результатов, чтобы была возможность принять более обоснованные решения при управлении товарными потоками.

            Существуют различные виды методик Оценки жизненного цикла продукции, однако наиболее комплексными из них являются следующие:

  • "от колыбели до могилы"(Cradle to grave, C2G). Данная методика включает в себя полную оценку жизненного цикла продукции, начиная от фазы добычи сырья для её производства (колыбель) и заканчивая фазой выбытия (могила);
  • методика Оценки жизненного цикла, основанная на экономической составляющей. Посредством данной методики оценивают, какое влияние оказывает продукт на экологию в том секторе экономики, в котором он производится, и на другие сектора;
  • методика Оценки жизненного цикла продукции, основанная на экологической составляющей. Она рассматривает более широкий спектр экологических последствий производства продукта. Данная методика была разработана для того, чтобы обеспечить более эффективное управление деятельности человека на основе понимания прямых и косвенных воздействий на экологические ресурсы и окружающие экосистемы;
  • "из колыбели в колыбель" (Cradle to cradle). Данная методика является специфической разновидностью методики "от колыбели до могилы", но в данном случае продукт в конце срока своего использования или в случае выхода из строя отправляется на ремонт и/или переработку. Данная методика используется, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду продуктов, используя устойчивое производство, эксплуатация и утилизация практики и направлена на ​то ​включить, чтобы социальную ответственность в развитие производства.[1]

            Данная методика находит все более широкое применение среди зарубежных компаний, существенное влияние на деятельность которых оказывает действующее  экологическое законодательство.

            Одним из ярких примеров подобного законодательства является директива RoSH. RoHS (Restriction of Hazardous Substances)  - это директива Европейского Союза, ограничивающая использование шести веществ в новом электрическом и электронном оборудовании после 1 июля 2006 года.

            Данная директива Европейского Союза  - только один из документов постоянно растущего числа инструкций и правил по экологически приемлемым технологиям. Директива RoHS дополняет другую директиву Европейского Союза, известную как Директива WEEE (Waste from Electrical and Electronic Equipment), которая касается процесса вторичного использования оборудования и материалов после переработки.

           Директива RoHS преследует следующие цели:

  • сократить загрязнение и предотвратить разрушение окружающей среды;
  • предотвратить отравления указанными веществами и, как следствие, возникновение проблем со здоровьем у людей, работающих и пользующихся электрическим оборудованием и электроникой.

          Директива RoHS затрагивает интересы следующих участников рынка электрического и электронного оборудования:

  • производителей и поставщиков электрического и электронного оборудования под собственными фирменными марками;
  • торговых посредников, дилеров и дистрибьюторов электрического и электронного оборудования, использующих собственные торговые марки, а также продающих оборудование других поставщиков;
  • профессиональных импортеров и экспортеров, поставляющих оборудование как из ЕС, так и непосредственно в страны-участники ЕС.

          Начиная с aвгуста 2005 года основные производители изделий и компонентов для электрического и электронного оборудования должны возложить на себя следующие обязанности:

  • сбор отходов производства электрического и электронного оборудования;
  • специальную обработку собранных отходов;
  • переработку отходов, а также переоснащение или ремонт использованного оборудования.[2]

          Организация может самостоятельно объявить о своем согласии с директивой RoHS и начать выполнять мероприятия по приведению своей деятельности в соответствие с законодательством. Подтверждение соответствия будет требоваться только в случаях принудительного применения требований. Отказ подчиниться директиве RoHS потенциально может повлечь за собой судебное преследование вплоть до тюремного заключения, серьезные штрафы, не говоря уже о безусловном вреде репутации компании.

          Требованиям RoHS должны соответствовать следующие продукты:

  • бытовые приборы;
  • IT и телекоммуникационное оборудование;
  • бытовое оборудование;
  • осветительные приборы и системы;
  • электрические и электронные инструменты;
  • игрушки и спортивные принадлежности;
  • автоматика.

          Таким образом, зарубежное законодательство, в частности законодательство стран-участниц ЕС, обязывает компании отслеживать влияние производимой им продукции на окружающую среду. Совершенно противоположную ситуацию можно наблюдать в Российской Федерации. На рисунке 2 показаны потоки движения вторичного сырья в различных сферах в России.

           

 

Рисунок 2 – Движение потоков вторичного сырья в различных областях

           

         Как можно заметить, организации, занимающиеся закупкой вторичного сырья находятся в сфере распределения. Это связано с тем, что процесс сбора вторичного сырья в сфере распределения является менее трудоёмким, по сравнению со сбором его в сфере потребления, которая, несомненно, может предоставлять большие объёмы вторичого сырья. Кроме того, вторичное сырьё, образующееся в сфере распределение представлено, чаще всего, в чистом виде, в отличие от сферы потребления, в которой оно включено в состав отходов. Организации, занимающиеся вторичным сырьем, осуществляют его сбор по собственной инициативе и их конечной целью является получение прибыли, а, следовательно, им просто не выгодно заниматься организацией процесса сортировки и сбора вторичных ресурсов от населения.

         Таким образом, можно сделать вывод, что возникает необходимость государственного регулирования данного вопроса. В настоящее время в крупных городах на полигонах стали внедряться системы мусоросортировки, которые позволяют извлекать вторичное сырье из отходов, но данные системы не способны охватить и половины образующихся отходов. Кроме того, становиться очевидна проблема сбыта извлеченного вторичного сырья. Возникает необходимость создания более детально проработанной системы взаимодействия, которая бы включала в себя как государственные, так и частные предприятия. При этом подобная система должна организовать взаимосвязь между сферой производства и деятельностью обращения с отходами. Знания, накопленные возвратной логистикой в области возвратов товаров являются ключевыми к её построению.

 

            Список использованных источников

  1. Life-cycle assessment. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Life-cycle_assessment  - Загл. с экрана.
  2. Что такое RoSH/WEEE. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://innovxsys.ru/pages.php?hid=34&step=2&hi=5  - Загл. с экрана.
  3. Pollock William K. "Using Reverse Logistics to Enhance Customer Service and Competitive Performance". Reverse Logistics Magazine, Nov/Dec 2007 - p.12-16
Категория: Статьи по реверсивной логистике | Добавил: Kniggot (12.04.2016) | Автор: Шахназарян Сергей Альбертович E
Просмотров: 2175 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]