28.04.2024
03:29
Реверсивная логистика в России
Разделы сайта |
Категории раздела | |||
|
Форма входа |
Поиск |
Статистика |
Главная » Статьи » Библиотека » Статьи по реверсивной логистике |
В настоящее время вопрос организации процессов реверсивной логистики в российских организациях является слабоизученным. Это связано с тем, что большинство цепей поставок в логистике изначально при разработке ориентированы только на "прямое" движение товарных потоков и не учитывают возможность возникновения возвратов. В итоге, организации, у которых возникает необходимость построения процесса возврата товаров от покупателей, сталкиваются с большим количеством проблем и издержек, для преодоления которых необходимо наличие знаний и опыта в области управления реверсивной логистикой, а также соответствующей инфраструктуры. Реверсивная логистика, в авторской трактовке, представляет собой процесс возвращения из сфер потребления и обращения в сферы производства и утилизации товарно-материальных ценностей, которые могут быть подвергнуты перепродаже, повторному использованию, ремонту, а, в случае невозможности осуществления указанных действий, их правильной утилизации. Одной из важных целей реверсивной логистики является удовлетворение потребностей покупателей в вопросе возврата, обмена или ремонта товаров. Удовлетворение потребностей покупателей достигается только тогда, когда товары или услуги, предоставляемые организацией, соответствуют их ожиданиям или превосходят их. Чего действительно хотят покупатели - это чтобы их запросы и потребности были понятны продавцу и, только после этого, ожидают каких-либо действий от него, то есть хотят увидеть ответную реакцию на свою просьбу или требование. Степень удовлетворённости покупателей может быть рассмотрена с двух разных точек зрения: с точки зрения удовлетворённости конкретным товаром или же с точки зрения удовлетворённости общей массой товаров и услуг, предлагаемых организацией. В первом случае акцент делается на оценку покупателем конкретного товара или услуги, например, процесса продажи товара, количество обращений в техническую поддержку и сервисные службы, объёмы заказываемых запасных частей, количество возвращенного некачественного товара и т.д. Во втором случае оценка осуществляется на основе общей удовлетворённости, которая включает в себя как этап, предшествующий продаже, так и этап послепродажного обслуживания, основанного на опыте использования покупателями предоставляемых организацией товаров, услуг и поддержки, таких, как показатель общего качества обслуживания покупателей. Организации, которые интегрируют в свои логистические системы новые технологии, например, штрих-кодирование, радиочастотные идентификаторы и т.п., как правило, более заинтересованы в длительных взаимоотношениях с покупателями в результате расширения своих технологических возможностей. Основные показатели, которые отличают один способ организации реверсивной логистической системы от другого, могут быть охарактеризованы следующим образом:
Исследования показали, что наиболее часто встречающиеся причины неудовлетворенности на рынке связаны с факторами, влияющими на осуществление процессов, время их осуществления или измерения. Например, если организация не имеет корректно налаженных процессов реверсивной логистики в конкретном месте по причине их неэффективности или банального отсутствия в рамках самой организации, то она будет не в состоянии обеспечить обслуживание и поддержку своих покупателей надлежащим образом. Если организация не в состоянии измерить эффективность своей системы реверсивной логистики или же покупатели сами оценивают её эффективность, то руководство организации никогда не узнает, на каком именно уровне она находится в сознании покупателей или как повысить её эффективность. Исследования рынка показали, что, по мнению представителей посреднических организаций, следующие характеристики имеют важное значение для логистической системы организации-производителя в целом:
- повышения надёжности поставок; - повышение эффективности при доставке товаров покупателю/операциях приема-сдачи товаров; - упрощение процесса решения спорных ситуаций. При этом, для обеспечения эффективной взаимосвязи между организацией-производителем, осуществляющей реверсивное движение товаров и посредническими организациями необходимо наличие следующих дополнительных характеристик:
В целом, общие выгоды от использования реверсивной логистики в организации можно разделить на следующие направления:
Также существует десять ключевых факторов, необходимых для успешного функционирования системы реверсивной логистики организации-производителя:
Однако, для того, чтобы достичь успехов в управлении реверсивными потоками, организация должна обладать актуальной информацией для оценки и понимания причин возврата товаров. По настоящему значимой данная информация становится только тогда, когда подпадает под следующие критерии:
Приведенные выше ключевые факторы и критерии являются лишь основой для проведения организации оценки состояния её стратегии в области реверсивной логистики. Одним из методов проведения подобной оценки является PACE-анализ (от английского Pressures - препятствия, Actions - действия, Capabilities - средства и возможности, Enablers - улучшения). Данный анализ, схожий по своей сути с со SWOT-анализом, был разработан компанией "Aberdeen Group" и применялся для исследования состояния рынка реверсивной логистики и положения организаций на нем. В ходе данного исследования был проведён сравнительный анализ между организациями, которые были лучшими в отрасли предоставления услуг реверсивной логистики с целью передачи практического опыта менее успешным. Ключевыми составляющими PACE-анализа являются следующие:
На основе PACE-анализа, который был проведён компанией "Aberdeen Group", ей были разработаны рекомендации для организаций, которые пытаются повысить свою производительность в области реверсивной логистики и в области обслуживания покупателей, чтобы достичь уровня лидера в группе. Для достижения данной цели необходимо:
Рационально организованная система реверсивной логистики позволяет сокращать затраты организации при осуществлении процессов возвратов товарно-материальных ценностей и использовать возвращенные товары более эффективно. При организации системы реверсивной логистики одним из ключевых является вопрос оценки эффективности её функционирования. Для проведения подобной оценки могут использоваться такие методы, как SWOT-анализ и PACE-анализ, позволяющие определить основные направления совершенствования деятельности организации в области реверсивной логистики.
Библиографический список
| |
Просмотров: 1879 | |
Всего комментариев: 0 | |