29.04.2024
14:52
Реверсивная логистика в России
Разделы сайта |
Категории раздела | |||
|
Форма входа |
Поиск |
Статистика |
Главная » Статьи » Библиотека » Статьи по реверсивной логистике |
В настоящее время широкий
интерес начинает вызывать такое направление логистики как возвратная логистика.
Это связано с тем, что российским компаниям все чаще приходится сталкиваться с
проблемой возвратов от покупателей, которые становятся все более образованы в
области прав потребителей. Традиционная точка зрения на логистику предполагает,
что товары не должны возвращаться на склад – однако процесс возврата происходит
и для многих компаний его отладка –
большая проблема. При этом ошибочный взгляд
состоит в том, что возвратная логистика не добавляет никакой ценности, приносит
убытки и оказывает на производителей и ритейлеров ненужное финансовое давление.
На сегодняшний день многие компании считают возвратную логистику своей
второстепенной функцией. Немногие компании выделили отдельные ресурсы и
персонал для управления в полном объеме процессами возврата. Однако, за операциями
возврата продукции стоит сложный контроль запасов, управление информацией, учет
стоимости и процесс утилизации. Все это требует серьезного отношения к функциям
возвратной логистики. Другой сложностью и
ошибкой при организации возвратной логистики является то, что почти все цепи
поставок изначально проектируются как "прямая" логистика. [1] В
зарубежной литературе основным термином, характеризующим движение товаров от
покупателей к производителю, является "reverse logistics". На русский язык данный термин
авторы переводят по-разному: -
реверсивная
логистика; -
возвратная
логистика; -
обратная
логистика. В
зависимости от перевода, в свою очередь, определяется область научных знаний, к
которым применяется данное определение. Прежде,
чем рассматривать, какой смысл вкладывается в понятие "возвратная
логистика" в зарубежной практике, необходимо уточнить, что же там понимают
под определением понятия "логистика". Понятие "логистика"
определяется Советом Логистического Менеджмента США следующим образом:
"Логистика – это процесс планирования, осуществления и контроля
эффективности движения потоков сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и
сопутствующей им информации от точки происхождения до точки потребления с целью
удовлетворения потребительского спроса". Возвратная логистика включает в
себя все те же действия, но осуществляемые в обратном направлении. Таким
образом, возвратная логистика – это процесс планирования, осуществления и
контроля эффективности движения потоков сырья, полуфабрикатов, готовой
продукции и сопутствующей им информации от точки потребления до точки
происхождения с целью уценки или правильной утилизации. Однако, более
корректным будет следующее определение: "Возвратная логистика – это
процесс перемещения товаров из точки их конечного потребления в точку происхождения
с целью уценки или правильной утилизации. Действия по переработке и
восстановлению также могут быть включены в понятие возвратной логистики".
Следует помнить, что возвратная логистика – это больше, чем многоразовая тара и
упаковка, отправляемые на повторную переработку или использование. Изменение
способа упаковки с целью уменьшения затрат упаковочного материала или снижения
затрат энергии и загрязнений от транспортировки являются важными направлениями
деятельности, но они могут представлять второстепенную задачу в общей массе
проблем, решаемых возвратной логистикой.[12, с.12] Тем не менее, рынок за рубежом
даёт понятию "возвратная логистика" другие различные определения,
начиная от простого "обработка возвратов" (Multichannel Merchant Magazine) до более сложного -
"логистического процесса удаления новых или использованных товаров от
начальной точки в цепи поставок по причине возврата от покупателей,
переполнения складов, устаревания или с целью перераспределения с помощью
правил распределительного менеджмента, результатом которого является увеличение
срока полезного использования товара" (Wikipedia). Своеобразную
точку в данном вопросе ставит "Ассоциация Возвратной Логистики"
(США), которая определяет данное понятие следующим образом: "Возвратная
логистика – это все действия, связанные с товаром и его обслуживанием после
реализации в точке продажи, конечной целью которых является оптимизация или
повышение эффективности послепродажной деятельности организации таким образом,
чтобы сэкономить деньги и природные ресурсы". Участники данной Ассоциации
считают, что такие понятия, как "послепродажная логистика",
"ретрологистика" и "послепродажная цепь поставок" являются
синонимами термина "возвратная логистика". [13, с.12] Данная Ассоциация
считает, возвратная логистика напрямую связана с жизненным циклом продукции. В
подтверждение данной идеи ей предлагается схема взаимосвязи "прямой"
и возвратной логистики в контексте жизненного цикла продукта. Данная схема
приведена на рисунке 1. Рисунок 1 - Схема взаимосвязи "прямой" и возвратной логистики в контексте жизненного цикла продукта[3] Одним из ключевых
критериев отнесения обратного потока к возвратному является также наличие
товаров или материалов, движущихся в обратном направлении, в противном случае
поток может не являться возвратным. Возвратная логистика включает в себя
обработку товаров, возвращаемых по причине повреждения, сезонности спроса, с
целью пополнения запасов, утилизации отозванных товаров и излишков продукции.
Она также включает в себя программы по переработке, программы по переработке,
программы по устранению опасных материалов, программы по утилизации устаревшего
или вышедшего из строя оборудования, а также программы по восстановлению
основных средств. [12, с.12] Определение, данное
"Ассоциацией возвратной логистики" охватывает все виды деятельности, которые
можно отнести к возвратной логистике. На практике и зарубежные, и отечественные
исследователи, давая определение возвратной логистике, заостряют взгляд на
одном из ее направлений. В таблице 1 представлена трактовка данного термина
различными зарубежными авторами и наиболее близкая им точка зрения отечественных
авторов. Таблица 1 - Трактовка термина "возвратная логистика" различными авторами
Мы считаем, что возвратная логистика
- это процесс возвращения из сферы потребления в сферу производства товарно-материальных
ценностей, которые могут быть подвергнуты повторному использованию и ремонту Возвратная логистика включает в себя не только возврат товаров, но и движение следующих товарно-материальных ценностей: -
пустые
паллеты, контейнерные тележки и другая тара для упаковки единичных изделий и
товаров, требующих соблюдения специальных температурных режимов, например,
термочехлы; -
использованная
упаковка, возвращаемая для повторного использования, переработки или
уничтожения; -
запасные
части; -
товары,
отправленные на ремонт и товары, возвращаемые из ремонта; -
перемещение
торгового и офисного оборудования; -
вторичные
ресурсы и отходы. Масштабы возвратной логистики в
общемировом масштабе огромны. Затраты на возвратную логистику составляют 4%-6%
общих логистических издержек. Конечно же, большую часть возврата продукции
инициируют потребители. Если проанализировать данные из различных мировых
источников, то можно вывести средний процент возврата потребителями своих
покупок, который составляет 7%. Для некоторых отраслей процент возврата
продукции может составлять: -
книжная
продукция 10-15%; -
компьютеры
и комплектующие - 10-18%; -
одежда
- 30-40%; -
продукция
массового потребления - 5-15%; -
товары,
купленные через Интернет - 20-80%. Из этих данных вывод можно сделать
только один – возвратная логистика является важной функцией цепи поставок и
требует к себе особого отношения со стороны компании и ее логистического
менеджмента. Многие еще не осознали, что при грамотном управлении возвратными
потоками, можно получить дополнительную прибыль и, соответственно, существенно
снизить процент возвращаемой продукции. Причины, из-за которых в российских
компаниях либо вообще не представляют, что такое "возвратная логистика",
либо фрагментарно используют ее по мере необходимости, следующие: -
по
заявлениям некоторых компаний процент возвратов колеблется в районе 4-7%, что
для них является терпимым, а с учетом высокой маржинальности тех же российских
ритейлеров, лучшим и самым легким способом при возврате для них является простая
продажа такого товара по сниженным ценам; -
в
свою очередь, низкий процент возвратов продукции в российских компаниях
объясняется недостаточной грамотностью российского потребителя в вопросах
защиты своих прав и, соответственно, использованием этой безграмотности
продавцами, которые очень часто неправомерно отказывают покупателю в возврате
товара. Сюда же можно добавить отсутствие, либо нечеткие договоренности
ритейлеров и поставщиков (производителей) по вопросам возврата продукции, что
также является причиной нежелания продавца принимать возвращаемый товар от
потребителя, т.к. продавцу в этом случае придется все издержки по возвратам
нести самостоятельно; -
повсеместное
использование серых схем движения товара по цепочке поставки (порой к моменту
появления товара к возврату, организации, которая является по документам
поставщиком или продавцом, уже не существует) [11]. Иногда розничные торговцы пользуются
услугами специальных фирм, занимающихся распродажами. Эти фирмы выкупают
непопулярные товары (за часть их первоначальной стоимости), которые поставщик
отказывается забрать обратно, и перепродают их с большой скидкой. Во избежание конфликтов между членами
канала распределения условия возвратной логистики должны оговариваться заранее.
Исследование, проведенное Исполнительным советом по реверсивной логистике,
показывает, что предприятия США тратят несколько миллиардов долларов в год на
погрузочно-разгрузочные работы, обработку и транспортировку возвращаемых
товаров. По данным Центра логистики при университете Невады, в целом в
розничной торговле покупатели возвращают около 6% товаров, причем у некоторых
розничных предприятий, торгующих по каталогам или в Web, эта цифра доходит до
30-35% [10]. Помимо возвратов товаров есть ещё
одна область применения возвратной логистики – управление твёрдыми отходами,
образующими у населения и на предприятиях. Рассматривая данную область
совместно с процессом осуществления возвратов продукции, можно добиться
значительных успехов в снижении объёмов образования и захоронения отходов.
Кроме того, создание единой системы управления возвратами позволит напрямую
соединить места образования отходов, которые могут быть использованы в качестве
вторичного сырья и предприятий, использующих вторичное сырьё в качестве
исходного материала. Таким образом, можно сделать вывод,
что возвратная логистика на текущем этапе явно выделяется в качестве отдельной
области логистики, но её теоретические основы и практическая значимость пока
ещё не достаточно понятны для большинства предприятий. Следовательно, на данный
момент основной задачей возвратной логистики является дальнейшее формирование в
качестве самостоятельной области логистики, построенной на основании уже
имеющихся практических данных, которые динамично обновляются и дополняются.
Список использованных
источников
Статья была опубликована в журнале "Известия УрГЭУ" № 2(46) 2013 г. Скачать статью можно здесь. | |||||||||||||
Просмотров: 7273 | |
Всего комментариев: 0 | |